ЗАКОН БОЖИЙ И СВОБОДА

(на основе программы Клиффа Голдстейна)


Мы очень часто говорим о свободе. Что такое свобода, что значит быть свободным? В связи с этим у меня есть одно, возможно неожиданное, утверждение. Я считаю, что неотъемлемой частью свободы – истинной свободы, моральной свободы – является концепция закона, а именно Закона Божия. Я хотел бы начать с цитаты из очень известной книги под названием «Великая Борьба»: «С самого начала великой борьбы на небе намерением сатаны было свергнуть Закон Божий. Именно с этой целью он и восстал против Творца и, будучи изгнан с неба, продолжает ту же борьбу на земле. Обольщать людей и заставлять их нарушать Закон Божий - вот цель, которую он упорно преследует. Достигается ли это попранием всего Закона или же отвержением одной из заповедей, в конечном итоге результат один и тот же. Согрешающий в "одном чем-нибудь" проявляет пренебрежение ко всему Закону; своим влиянием и примером поощряет беззаконие и "становится виновным во всем"». Это из книги Эллен Уайт «Великая Борьба», страница пятьсот восемьдесят два.  Меня всегда поражала первая строчка этого отрывка: «С самого начала великой борьбы на небе намерением сатаны было свергнуть Закон Божий». Свергнуть Закон Божий? Зачем? Для чего? В чем смысл? Как мы понимаем то, что здесь говорится? Вот на этом я хотел бы остановиться подробнее.

Представьте, для начала, гипотетическую ситуацию, что Бога нет, а Вселенная – это только то, что говорит о ней современная наука – простая система, как выразился один астроном, без Создателя. Один известный космолог сказал, я цитирую: «Вселенная это всего лишь одна из тех вещей, которые случаются время от времени». Как вам такое гениальное объяснение?  Итак, давайте вместе с ними предположим, что Бога нет. Давайте тогда сделаем и следующий шаг. И сделаем другое предположение о Вселенной, которое, как мы знаем – неверно – что и жизни в ней нет. Мы знаем, что это не так, потому что мы тут и мы живы. Итак, у нас выходит полностью лишенное жизни, лишенное Бога и лишенное сознания творение. И я особо акцентирую ваше внимание на слове «сознания». В такой Вселенной нет ничего, наделенного сознанием, она абсолютно безжизненна. Вселенная, где нет ни Бога, ни жизни, была бы полностью лишенной морали. Не аморальной -  в том смысле, что с плохой моралью, а лишенной морали вообще.  То есть без каких-либо моральных критериев вообще, потому что в этой Вселенной нет ничего – а как безжизненный космос, без Создателя, может сформировать какие-либо моральные качества? Но я подчеркиваю, важно понимать разницу между понятиями аморальный и лишенный морали или «безморальный», если хотите. Безжизненные камни, летающие в пустом космосе – лишены морали. Они не хорошие и не плохие, они не поступают ни правильно, ни неправильно. Ничего из этого. В контексте Вселенной без Бога, без жизни и сознания, сама идея какого-либо морального закона теряет вообще всякий смысл. Вот что такое Вселенная, лишенная морали. Понятие «аморальный», напротив, подразумевает, что моральный закон существует, но речь идет о плохой морали, извращенной морали и т.д. В той Вселенной, о которой мы говорили, такого явления быть не может. Потому как ничто в ней не может поступать аморально.

Но мы верим, что существует Бог и знаем, что существуют люди, и мы были созданы как существа, наделенные моралью. Мы, люди – нравственные существа. И в центре всей нравственности лежит наша способность давать и принимать любовь. Мы были созданы как существа, способные любить. И мы можем как любить, так и быть любимыми. Адам и Ева, после того как были созданы, конечно же любили друг друга, Бога и своих детей. То есть любовь была ключевым фактором с самого начала. Разве нет? С самого начала существовала Любовь – то есть Бог. Но вот самая важная мысль. Чтобы эта любовь могла существовать, должна также быть свобода – свобода нравственного выбора. Потому что любовь это то, что не могло появиться в лишенной морали Вселенной, состоящей из одной только материи и пространства. В такого рода творении не могла бы появиться любовь. Там же ничего нет! Одни только камни и пространство. О какой любви может идти речь? Но важно запомнить следующее: для того чтобы любовь могла быть любовью, она должна даваться свободно. Бог мог бы заставить всю Вселенную бояться Его. Иногда Он действительно может внушать трепет. Он мог бы заставить всю Вселенную поклоняться Ему. Он мог бы заставить всех жителей Вселенной повиноваться Ему. Но невозможно заставить ни одно живое существо принудительно любить. Потому что любовь по своей природе может быть только добровольной иначе она просто не будет любовью. Какой вывод мы можем из этого сделать? Для того, чтобы мы могли любить Бога, мы должны были быть созданы как существа, обладающие нравственной свободой, которые свободно могут избрать любить или не любить Его.

Ключевое понятие здесь – «свобода». Чтобы любить или вообще совершать моральные поступки, у нас должна быть свобода не делать этого, если мы так решим. Иначе это не будет моральным поступком. Если вас заставят поступить правильно, то ваш поступок нельзя будет назвать моральным выбором. Если это было против вашей воли. Задумайтесь. Можно запрограммировать компьютер, чтобы он отфильтровывал сайты для взрослых, чтобы дети на них не смогли зайти. Просто заблокировать доступ к таким веб-сайтам с порнографией. Как вы считаете, компьютер при этом совершает моральные действия? С одной стороны да, это правильно с моральной точки зрения, но разве можно сказать, что компьютер сделал моральный выбор? Конечно, нет. Не компьютер был моральным существом. Да, он выполнял моральную функцию, но это само по себе не делает его нравственным. Приведу другой пример. Вы страдаете от болей. Страшных болей, которые делают вашу жизнь несчастной. Вы принимаете обезболивающее, боль уходит, и вы чувствуете себя намного лучше. Ваша жизнь становится лучше. Является ли  лекарство моральным? Имеет ли оно моральные качества? Конечно же, нет, сама эта мысль нелепа. В иудаизме сама большая «мицва»  - то есть доброе дело – это спасти жизнь. Ну что ж, это разумно. Представьте, что кто-то собирается вас убить. Он уже проник к вам в дом, и готов вас застрелить. Или зарезать, неважно. Как вдруг балка с крыши, которая уже месяцами отваливалась, падает прямо на голову потенциальному убийце, который теряет сознание, и тем самым эта балка спасает вашу жизнь. Это не так уж абсурдно, такие вещи вполне могут случиться. Тогда у меня вопрос: была ли эта доска моральной? Другими словами, можно ли сказать, что она только что совершила «мицву»? Было ли нечто благородное в самой доске, что делает ее поступок моральным? Нет, конечно, это же смехотворно. Почему это абсурд? Ответом является простой факт, одна простая вещь: чтобы существовала мораль, чтобы что-то – существо, личность, действие -  было нравственным, необходима возможность выбирать. То есть делать выбор между тем, что правильно, и что неправильно, что хорошо и что плохо. Должна существовать свобода выбора. В нашем случае – любить или не любить. Сделать правильный поступок или неправильный. Должен существовать выбор, а для этого должна быть реальная свобода.

Итак, к чему я веду? Для того, чтобы во Вселенной могла существовать мораль, для того чтобы в ней были наделенные нравственностью существа, и чтобы был потенциальный выбор добра и зла, того что правильно и неправильно, в ней должно быть что-то, что определяло бы эти критерии. Не так ли? Другими словами, для того чтобы могли существовать добро и зло, правда и ложь, что-то должно определять их. А что еще смогло бы разделить эти вещи, если не Божий Закон или моральный закон?  Попросту говоря, для того чтобы во Вселенной могла существовать мораль, в ней должен быть закон, который бы определял эту мораль. Иначе откуда нам знать что правильно, а что неправильно, что хорошо и что плохо? Нужен закон, так же как у нас в человеческом обществе есть законы, которые определяют, каковы ограничения скорости, что можно делать, а что нет. Нам нужно что-то, что устанавливало бы эти законы. Во Вселенной, наделенной этими критериями, должно быть и что-то, что определило их для нас. И в соответствии со Словом Божиим, этим критерием является то, что мы называем моральным законом – Десять Заповедей. Давайте я прочитаю седьмой стих из седьмой главы послания апостола Павла к Римлянам: «Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай». Вот так просто.

Разрешите задать такой вопрос. Греховно ли быть рыжим? Нет? А почему нет? Потому что Божий Закон не запрещает быть рыжим. Если бы запрещал, то тогда это был бы грех. Вот и все. Но это не может быть грехом, если нет морального закона, который определял бы его таким образом. Поэтому моя идея заключается в следующем: мораль без Закона столь же невозможна, как и мысль без разума. Наша Вселенная предусматривает наличие морали. Потому что Бог создал свободных существ, которые несут ответственность перед Его законом. Если бы не было закона, запрещающего зависть, то завидовать – не было бы грехом. Если нет закона, запрещающего рыжие волосы, то в этом нет никакого греха, неважно, сколько бы рыжих завистников не населяли бы мир. Павел здесь говорит о моральном законе для всего человечества – Десяти Заповедях. Я не знаю точно, какая форма закона существует на Небесах или в других уголках Вселенной. Я не знаю, но я сомневаюсь, что там есть формулировки вроде «не пожелай осла ближнего своего», но все может быть – а вдруг есть ослы и в других частях Вселенной, кто его знает. Мораль – это четкое разграничение того что правильно, а что – нет.  Опять-таки, если бы это был простой пустой безжизненный космос без Бога, состоящий лишь из мертвой материи – то тогда бы все это потеряло смысл. Но во Вселенной, в которой существует мораль, где есть четкое разграничение, и свободные существа наделены правом выбора, должен быть Закон, который бы определял, что правильно – а что нет, что хорошо – а что плохо. Только тогда этим свободным нравственным существам будет из чего выбирать. В противном случае, они не буду свободны, и не будут иметь возможность морального выбора. Я снова зачитаю слова апостола Павла, который использует язык метафор, передавая ту самую идею. Это записано в Послании к Римлянам, седьмой главе, с девятого по двенадцатый стих: «Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,  потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею. Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра».  

Хотя он пишет это в контексте спасения по вере в Иисуса, независимо от дел Закона, и  в этом весь смысл послания, но здесь он хочет раскрыть важную мысль – что Закон открывает, выявляет грех. Именно Закон показывает нам, что есть хорошо, а что плохо, и как нужно поступать. Ведь многие люди задают вопрос: «А откуда нам знать, как правильно поступать? Откуда мы знаем, что правильно?» Есть целый раздел философии под названием «этика», который изучает эти вопросы, потому что ответ на них не всегда просто найти, особенно если у нас нет чего-то трансцендентного по отношению к морали. Именно поэтому апостол Павел говорит, что закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. Закон обладает этими качествами в силу того, что сам Бог обладает ими. И поэтому мы очень часто говорим, что Закон отображает характер Господа. Иногда люди с трудом понимают эту концепцию, но в ней нет ничего сложного. Законы страны отражаю характер ее народа или власти. Законы фашистской диктатуры отражают характер этой власти. Законы свободных либеральных демократических государств отражают их характер. Но фотоны, пальмы, кометы, компьютеры или камни, летящие в пустом пространстве, не нуждаются в моральном законе, потому что они не являются сущностями, наделенными нравственностью. Люди же являются нравственными существами, и нашу мораль определяет Закон Божий, который мы часто называем Десятью Заповедями.

Давайте подведем итоги того, о чем мы размышляли, еще раз подчеркнем логику этих рассуждений и сделаем выводы. Бог создал людей, как существ, способных любить. Мы все знаем, что это так. Но любовь не может существовать без свободы. Особенно без моральной свободы. Невозможно любить, если у тебя нет свободного нравственного выбора, потому что любовь – нравственная категория. А моральная свобода не может существовать без Закона – нравственного закона. Поэтому любовь зиждется на свободе, а свобода – что самое интересное, как я и сказал в начале – зиждется на Законе. Поэтому основа Божьего правления – правления любви – это Божий Закон. Любовь, свобода и закон – это неразделимые понятия. Бог любви и свободы является также и Законодателем. Вот почему Эллен Уайт писала о желании сатаны свергнуть Закон Божий. Атака на Закон это не только нападение на характер Бога, но и на само творение. Задумайтесь, зачем сатане было бороться против Закона Божия? Потому что это то основание, на котором зиждется вся реальность, наполненная любовью и свободой. Это ключевые аспекты Божьего характера, который Он открыл Вселенной. Что бы было, если бы мы не были созданы свободными и способными любить? Свобода, и любовь, проистекающая из нее, открывают нам сущность Бога, Который дал нам эти дары. Поэтому если целью сатаны было подорвать авторитет Бога, пошатнуть сами основы Божьего правления в наиболее широком смысле, то его удар должен быть направлен в первую очередь именно на Закон Божий.

Как мы говорили в самом начале, эта цель может быть достигнута двумя основными способами. Один из них – отвергнуть одно из предписаний Закона. Что это значит? Представьте, что вы хотите получить американское гражданство. Тогда вам среди прочего, нужно принять присягу. Она звучит так: «Настоящим я клятвенно заверяю, что я абсолютно и полностью отрекаюсь от верности и преданности любому иностранному монарху, властителю, государству или суверенной власти, подданным или гражданином которого я являлся до этого дня; что я буду поддерживать и защищать Конституцию и законы Соединённых Штатов Америки от всех врагов, внешних и внутренних…» и так далее.  Представьте теперь, что вы доходите до строки, в которой говорится «я буду поддерживать и защищать Конституцию и законы Соединённых Штатов Америки от всех врагов, внешних и внутренних» и отказываетесь ее зачитывать. Вы говорите: со всем остальным я согласен, но я против этой части и я не буду ее зачитывать и принимать. Как вы думаете, что в таком случае будет с получением вами гражданства? Я не знаю всей процедуры, но я практически уверен, что в таком случае вы его не получите. Что было бы, если бы все, которые принимают эту присягу, говорили то же самое? Если бы все говорили: с этим я согласен, это я тоже принимаю, а вот это я отвергаю – то весь процесс бы потерял смысл. Разве что правительство бы решило изменить текст присяги. Может, правительство США и могло бы сделать такое, но Бог не собирается отменять свой Святой Закон или какую-либо его часть.

Поэтому, одним из основных направлений войны, которую ведет сатана против Закона, является попытка заставить людей поступать так же – отвергнуть одно из предписаний Закона – в первую очередь – четвертую заповедь. И это не случайно. Сатане удалось заставить практически весь мир отвергнуть  именно ту заповедь, в которой Бог открывается как Творец. Попрание заповеди о субботе – это попытка узурпировать власть Бога на самом фундаментальном уровне, это неуважение к Богу как Создателю. Атака сатаны направлена не только против всего закона, но в частности против субботы – и цель этого - подорвать основы Божьего правления. Потому что Господь является нашим Богом именно по праву творения, так как Он нас создал. Попытка убрать из Закона именно ту заповедь, в которой говорится о Боге как Творце – это попытка поставить себя на место Бога. Об этом говорит известный текст из Библии: «взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» - Исайи 14:14. Также во втором послании к Фессалоникийцам, во второй главе, с третьего стиха: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога».

 Итак, давайте подведем итоги. Любовь – это метафизика Божьего творения. Но она не может существовать без моральной свободы. А она, в свою очередь, не может существовать без чего-то, что определяло бы, что есть моральным. А это – Божий Закон. Из всех заповедей этого Закона есть одна, которая находится в их основании, так как она показывает, почему мы должны следовать всем остальным заповедям. Это заповедь о субботе – та самая заповедь, против которой так усердно борется сатана в попытке ниспровергнуть весь Божий Закон. Важность Божьего Закона является ключевым моментом в Плане Искупления. Только понимая важность Закона, мы понимаем всю тяжесть его нарушения. И только смерть Иисуса Христа, Который был больше Закона, могла искупить нас и устранить огромную пропасть в наших с Богом взаимоотношениях, из-за которой, как говорится в Писании: «все творение стенает и мучится доныне». Это тяжелые слова, но я не думаю, что кто-то не согласится с тем, что Павел имел здесь в виду. И если все творение стенает из-за греха, неудивительно, что это касается и нас также. Только когда мы понимаем тяжесть греха, и то, насколько глубоко мы пали, мы осознаем всю тщетность попыток самостоятельно заслужить свое спасения, пытаясь соблюдать Закон. Спасение мы обретаем благодаря тому, что Христос сделал для нас, а не благодаря тому, что мы можем совершить своими силами, даже имея силу Святого Духа. Таким образом, мы возвращаемся к той цитате, с которой я начал сегодняшние размышления. Это слова, которые потрясают меня уже много лет: «С самого начала великой борьбы на небе намерением сатаны было свергнуть Закон Божий». Почему? Потому что Закон – это основание Божьего правления. Он выражает моральную гармонию и целостность Вселенной. Свергнуть Закон означало бы разрушить весь порядок, существующий в творении. Поэтому, Писание нам говорит, что любовь проявляется в том, что мы соблюдаем Божьи заповеди. Связь между нашей любовью к Богу и соблюдением Его заповедей намного более сильная, чем многим кажется. Мы осознаем, что мы можем любить Бога, потому что живем во Вселенной, в которой существует любовь. А она может существовать, потому что во Вселенной есть нравственность. И она основывается именно на Десяти Заповедях. По крайней мере для нас – сотворенных существ - в отличии от любви между личностями Бога, но я не буду в это углубляться. Парадоксально, но факт: любовь, нравственность и свобода зиждутся на Божьем Законе, что объясняет, почему сатана так ненавидит его. 

                Клифф Голдстейн

Перевод с английского – Дмитрий Безручко